11. Основные функции саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Ключевые цели функционирования рассматриваемых СРО:
— объединение арбитражных управляющих для надзора за их работой;
— улучшение качества услуг, которые оказывают участники СРО;
— представление необходимых сведений участникам.

Функций, идентичны тем, которые действуют для прочих СРО. Законодатель утвердил их в ст. 6 ФЗ №315:

— разработка и закрепление условий членства в СРО субъектов профессиональной деятельности;
— применение мер ответственности к тем участникам, которые нарушили внутренние акты, принятые партнерством;
— анализ результатов деятельности своих членов на основе тех отчетов, которые они предоставляют в порядке, утвержденном уставом;
— представление интересов своих участников при взаимодействии с органами власти федерального, регионального или местного значения;
— обучение, аттестация своих членов, если иное не утверждено в актах законодателя;
— публикация в открытых источниках информации о деятельности своих членов;
— контроль за выполнением правил и стандартов, а также условий членства в СРО;
— рассмотрение жалоб, которые поступают на участников и касаются нарушения правил, стандартов или условий членства;
— ведение реестра членов СРО;
— создание компенсационного фонда для обеспечения ответственности по возмещению затрат, связанных с действиями участников

СРО наряду с выше указанными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными «законами» и уставом некоммерческой организации функции.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О несостоятельности (банкротстве)»
Статья 22. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Для реализации данных функций саморегулирующая организация наделяется правами (ст. 22 ФЗ №127):

— представлять интересы членов СРО в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
— обжаловать от своего имени в установленном «законодательством» РФ порядке любые акты, решения и (или) действия или бездействие органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы СРО, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
— участвовать в обсуждении проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФи, нормативных правовых актов органов местного самоуправления,
государственных программ по вопросам, связанным с арбитражным управлением, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления заключения
о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов указанных нормативных правовых актов;
— вносить на рассмотрение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления предложения соответственно по вопросам формирования и реализации государственной политики
и вопросам формирования и реализации органами местного самоуправления политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;
— запрашивать в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения СРО возложенных на нее федеральными законами функций,
и получать от этих органов такую информацию в установленном федеральными законами порядке;
— подавать иски о защите прав и законных интересов арбитражных управляющих — членов саморегулируемой организации, в том числе о взыскании ущерба, причиненного арбитражным управляющим органами государственной власти РФ,
органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также иными лицами;
— заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве членов саморегулируемой организации в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
— обжаловать судебные акты об утверждении, отстранении или освобождении арбитражных управляющих — членов саморегулируемой организации, а также судебные акты, затрагивающие права,
обязанности или законные интересы арбитражных управляющих — членов саморегулируемой организации или саморегулируемой организации при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;
— осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом права.

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана:
— разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в СРО;
— разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения членами СРО стандарты и правила профессиональной деятельности;
— контролировать профессиональную деятельность членов СРО в части соблюдения требований 127-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и
правил профессиональной деятельности, в том числе посредством проведения проверки;
— рассматривать жалобы на действия члена СРО, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
— применять меры дисциплинарного воздействия, (предусмотренные 127-ФЗ и внутренними документами саморегулируемой организации), в отношении своих членов, в том числе исключение
из членов СРО, и соблюдать порядок примения мер дисциплинарного воздействия и порядок рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований 127-ФЗ(соблюдать утвержденный в соответствии с 127-ФЗ порядок применения мер дисциплинарного воздействия и порядок рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований 127-ФЗ,
других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности);
— заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего — члена СРО в случае исключения арбитражного управляющего из членов СРО в срок
не позднее дня, следующего за днем такого исключения, а также в случаях нарушения арбитражным управляющим условий членства в СРО, требований 127-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов,
стандартов и правил профессиональной деятельности, применения к арбитражному управляющему административного наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения и в иных случаях,
установленных настоящим 127-ФЗ;
— осуществлять анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СРО в форме отчетов в порядке, установленном уставом НКО или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов СРО;
— хранить отчеты арбитражных управляющих и иные документы, утвержденные решением общего собрания членов СРО, в течение пяти лет с даты представления соответствующего документа;
— осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего;
— осуществлять с соблюдением требований 127-ФЗ, 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и в соответствии с перечнем обязательных сведений, включаемых СРО в реестр арбитражных управляющих, и
порядком ведения СРО такого реестра, утвержденным в форме федерального стандарта, включение в реестр членов СРО арбитражных управляющих обязательных сведений и ведение такого реестра;
— обеспечивать формирование компенсационного фонда СРО для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами СРО при исполнении обязанностей арбитражных управляющих;
— организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов;
— по запросам судьи, органа по контролю (надзору) в случае возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе при проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего,
представлять документы, которые содержат информацию об исполнении арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и имеют отношение к указанному делу об административном правонарушении;
— заключить с управляющей компанией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее — управляющая компания),
и со специализированным депозитарием, имеющим лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензии на осуществление деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов,
паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — специализированный депозитарий), договоры, предусмотренные 127-ФЗ, в срок не позднее чем в течение девяноста дней с даты включения
сведений о НКО в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
— заявлять в арбитражный суд ходатайства об освобождении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего — члена СРО в случаях, установленных 127-ФЗ;
— в срок не позднее чем в течение четырнадцати рабочих дней с даты возникновения несоответствия СРО требованиям пункта 2 статьи 21 127-ФЗ:

2. Основанием для включения сведений о НКО в реестр является выполнение ею следующих обязательных требований:
2.1 соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в СРО АУ, утвержденным СРО;
2.2 участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в реестр), за исключением процедур,
применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;
2.3 наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 127-ФЗ;
2.4 наличие разработанных в соответствии с требованиями 127-ФЗ и являющихся обязательными для выполнения членами СРО АУ стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
2.5 создание органов управления и специализированных органов СРО АУ, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным статьей 21.1 127-ФЗ.

представлять в орган по контролю (надзору) информацию о таком несоответствии;
— проводить в порядке, установленном федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности, аккредитацию лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для
обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
— обеспечивать доступ к включенным в реестр членов СРО АУ сведениям заинтересованных в их получении лиц в порядке, установленном регулирующим органом;
— разрабатывать и устанавливать обязательный для выполнения СРО порядок проведения процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего, включая критерии выбора, (для целей,
указанных в абзаце втором пункта 1:

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего,
или протокола собрания кредиторов о выборе СРО заявленная СРО представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

и пункте 6 статьи 45 настоящего Федерального закона — Порядок утверждения арбитражного управляющего):

6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной СРО АУ не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, СРО, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.
Одновременно с ходатайством арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей в деле о банкротстве заявленная СРО, членом которой является арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд кандидатуру нового арбитражного управляющего в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев, если в СРО отсутствуют арбитражные управляющие, изъявившие согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.
О невозможности представления кандидатуры арбитражного управляющего в связи с отсутствием арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве, СРО извещает арбитражный суд.

— разрабатывать и устанавливать обязательный для выполнения СРО порядок определения компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего, включая критерии определения, в зависимости от особенностей дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о его банкротстве, для целей, указанных в абзаце втором пункта 5 статьи 45 127-ФЗ:

В случае представления СРО АУ информации о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьей 20.2 127-ФЗ:

Статья 20.2. Требования к арбитражному управляющему -АУ в целях утверждения его в деле о банкротстве

1. В случае, если в соответствии с 127-ФЗ на АУ возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами - ФЗ и
иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ для руководителя такого должника.
В случае, если исполнение полномочий руководителя должника связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражный управляющий должен иметь допуск к государственной тайне по форме, соответствующей форме
допуска, необходимой для исполнения полномочий руководителя данного должника и соответствующей высшей степени секретности сведений, обращающихся на предприятии должника.

2. Арбитражным судом в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие:
- которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;
- которые полностью не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего
обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда;
- в отношении которых введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве;
- которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном ФЗ, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с ФЗ;
- которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями 127-ФЗ договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;
- которые не имеют допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего;
- в отношении которых имеется вступивший в законную силу судебный акт об отстранении от исполнения обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей,
которые повлекли за собой убытки должника или его кредиторов в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, если до даты, предшествующей дате представления в суд кандидатуры арбитражного управляющего,
не истек один год с момента вступления в законную силу последнего судебного акта по спору о таком отстранении, за исключением случаев, если данный судебный акт обжалован в суд кассационной инстанции
и по нему судом кассационной инстанции не вынесен судебный акт либо не истек срок обжалования в суде кассационной инстанции указанного судебного акта.

3. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов вправе выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве следующие
дополнительные требования:
- наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
- наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
- проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Конкурсный кредитор или уполномоченный орган либо собрание кредиторов вправе выдвигать только предусмотренные настоящим пунктом требования к кандидатуре арбитражного управляющего.

 

а также информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд может принять решение об отказе в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

3. Нарушение СРО АУ и ее должностными лицами требований 127-ФЗ влечет за собой «ответственность» в соответствии с законодательством РФ.