14. Виды износа. Методы расчета износа.

В зависимости от причины возникновения различают три основных вида износа: физический, функциональный (моральный) и внешний (экономический).

  • Физический износ – потеря стоимости объекта по причине естественного старения и ухудшения свойств материалов, физического изнашивания трущихся элементов конструкции и различных повреждений (устранимый, неустранимый, естественный и аварийный);

Физический износ (ФИ) – индивидуален.

Внешнее проявление ФИ:

  • увеличивается поток отказов: с возрастом машина чаще ломается;
  • возрастают потери от отказав: устранение обходится все дороже;
  • ухудшаются основные эксплуатационные характеристики (снижается точность обработки, падает КПД, растет расход топлива…);
  • снижается безопасность работы, возрастают риски взрыва, травмирования персонала, увеличивается вероятность аварий и т.п.

Методы определения степени (коэффициента) ФИ:

  1. Метод хронологического возраста: Кфиз = ТХР / ТСЛ , где: ТХР – хронологический (фактический) возраст машины, ТСЛ – нормативный срок службы для данного вида машин;
  2. Метод эффективного возраста: Кфиз = ТЭФ / ТСЛ = ( ТСЛ – ТОСТ ) / ТСЛ , где: ТЭФ – эффективный возраст машины, ТОСТ – остающийся срок службы, назначается экспертно для данной машины;
  3. Метод средневзвешенного возраста частей машины: Кфиз = ТХР.СР / ТСЛ = ( , где: ТХР.СРсредневзвешенный хронологический возраст машины, ТХРi хронологический возраст iй части машины, di весовой коэффициент i-й части в полной стоимости машины, n – количество разновозрастных частей в машине;
  4. Метод корреляционно-регрессионной модели;
  5. Метод анализа циклов;
  6. Метод ухудшения диагностического параметра;
  7. Метод определения устранимого физического износа по нормативной стоимости капитального ремонта.
  • Функциональный (моральный) износ – потеря стоимости объекта по причине появления на рынке аналога(ов) с лучшим соотношением «цена-качество» (устраняется – модернизацией);
  • Это износ групповой, ему подвергаются сразу все машины одной модели.
  • Износ обнаруживается тогда, когда на рынке появляется аналог нового поколения с лучшим соотношением «цена-качество».

  • Износ проявляется:
    • Цена аналога ниже при неизменных эксплуатационных характеристиках качества (технологический износ).
    • Цена аналога неизменна, а эксплуатационные характеристики качества лучше (выше надежность, КПД, ниже расход топлива). Износ вызван снижением конкурентоспособности.
    • При сравнении оцениваемой модели с новой моделью машины одновременно действуют технологический (цена выше) и функциональный (качество ниже) факторы.
  • Внешний (экономический) износ – обесценение объекта под влиянием внешних факторов: невозможности использования всего заложенного в машине полезного потенциала, свертывание производства продукции, получаемой с помощью данных машин, ограничение по применению машин по экологии, безопасности и т.д.
  • Причины появления износа:
    • сначала отпадает потребность в продукции, а затем потребность в машинах (недоиспользование машины — может быть связано с плохим операционным менеджментом);
    • нарушение принципа сбалансированности в организации производственного процесса (машинного комплекса).

Оцениваемая машина в составе машинного комплекса (машинный комплекс без оцениваемой машины работать не может:

где: ММ.К. и М – производственная мощность машинного комплекса и соответственно машины

Внешний износ, вызванный сокращением потребности в продукции:

где:        QПР — объективно сложившийся в современных условиях предельно возможный объем производства продукции;

                МП — эффективная производственная мощность оцениваемой машины;

                КИСП — коэффициент использования производственной мощности.