25. Оценка рыночной стоимости долей участия, акций и паев (бизнеса).

Оценка рыночной стоимости (оценка бизнеса) предприятия является специализированной областью инвестиционного анализа. Основной целью и задачей оценки бизнеса является определение рыночной стоимости пакетов или участий в компаниях, акции (участия) которых по своей сущности (закрытые акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью) или в силу своего размера (небольшие открытые акционерные общества) не котируются  на свободном фондовом рынке

Таким образом, сферами применения процедур оценки бизнеса, прежде всего, являются:

  • Выкуп акций  (паев) в закрытых акционерных обществах,  обществах с ограниченной ответственностью  при выходе из их состава одного из акционеров, учредителей;
  • Оценка стоимости пакетов и паев при реорганизации предприятий в результате проведения процедур по слиянию, присоединению или поглощению предприятий
  • Эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами;
  • Обоснование вариантов санации предприятий-банкротов;
  • Подготовка  к продаже предприятий-банкротов,  выставляемых на конкурс
  • Подготовка к продаже приватизируемых предприятий (включая продажу пакета их акций,  еще остающихся в собственности государства);
  • Определения сумм налоговых сборов при дарении или наследования пакетов акций или долей участия в предприятиях;
  • Рассмотрение в суде исков, связанных  с возникшими спорами по  рыночной оценке стоимости пакетов акций и участий, перешедших в собственность по праву дарения или наследования.

Таким образом, процедура оценки рыночной стоимости (бизнеса) предприятия характеризуется следующими важными основополагающими моментами:

  • рассчитанная рыночная стоимость это не балансовая стоимость чистых активов предприятия;
  • оценка не дает определенного, точного, научно-обоснованного, т.е. объективного ответа, ее предназначение — дать оценочный диапазон значений стоимости;
  • оценка не основывается на результатах деятельности в прошлом, она базируется на будущих ожидаемых результатах (доходности) деятельности предприятия;
  • при оценке предприятие рассматривается как действующее, то есть обладающее необходимыми ресурсами для успешной предпринимательской деятельности.
  • оценка не одинакова для каждого покупателя — стоимость предприятия различна для каждого отдельного покупателя;
  • она не однозначна для момента проведения оценки — оценка на конкретную дату или ряд дат, на момент наступления определенного события (подписания долгосрочного контракта, окончание инвестиционного проекта).

В результате осуществления оценочных процедур определяется, как правило, внутренняя стоимость (иногда называемая  фундаментальной стоимостью), которая является  результатом аналитических суждений специалиста оценщика, основанных на выявленных внутренних характеристиках деятельности предприятия. Внутренняя  стоимость зависит не от того,  насколько данные характеристики соответствуют целям конкретного инвестора,  а от того, каким образом они трактуются тем или иным независимым оценщиком

 

С точки зрения прогнозирования будущей доходности методы оценки рыночной стоимости предприятия подразделяются на  две группы:

  • Первая группа — оценка доходности существующих и возможных  в будущем сфер деятельности (бизнес-линий) предприятия — методы капитализации доходов и  методы дисконтированных денежных потоков.
  • Вторая группа — оценка  предприятия как специальным образом сформированного имущественного комплекса, приносящего доход — метод компании аналога и метод накопления активов.