27. Сравнительный подход в оценке бизнеса.

Оценка бизнеса на основе использования метода компании-аналога проводится в следующей последовательности:

  • подбор аналогичных предприятий – открытых акционерных обществ, котирующих свои акции на фондовом рынке; 
  • приведение в сопоставимый вид результатов финансовой деятельности компании-аналога и оцениваемого предприятия;
  • Оценка бизнеса на основе использования метода компании-аналога проводится в следующей последовательности:
  • подбор аналогичных предприятий – открытых акционерных обществ, котирующих свои акции на фондовом рынке;
  • приведение в сопоставимый вид результатов финансовой деятельности компании-аналога и оцениваемого предприятия;
  • Процесс составления всеобъемлющего списка сопоставимых открытых компаний отнюдь не прост. Составление перечня сопоставимых компаний следует начинать со списка компаний, работающих в той же отрасли, что и оцениваемая компания.

Поиск сопоставимых открытых компаний должен быть настолько широким, насколько позволяют рамки данного конкретного случая оценки.

Цель проведения всеобъемлющего поиска сопоставимых компаний  состоит в том, чтобы оценщик принял во внимание все компании, которые можно обоснованно считать сопоставимыми и выбрал бы для анализа самые подходящие.

Анализируя, пригодность той или иной открытой компании для сравнения или выбирая из списка наиболее подходящие для сопоставления объекты, которым при оценке следует придать наибольший вес, оценщик должен рассмотреть ряд следующих важных факторов: структура капитала, структура управления, опыт персонала; характер конкуренции; зрелость бизнеса; кредитный статус.

Кроме того, должны быть проанализированы на сопоставимость: продукция, рынки, прибыль, способность выплачивать дивиденды, размер баланса, положение предприятия в отрасли

Окончательная оценка указанных  выше факторов проводится на основе анализа финансовых отчетов как оцениваемой, так и сопоставимых компаний с тем, чтобы выявить сходства и различия, которые следует учесть при оценке.

После приведения в сопоставимый вид финансовой отчетности, проводится расчет оценочных мультипликаторов, рассчитываемых путем деления рыночной стоимости собственного капитала (цены) компании-аналога, рассчитанного по биржевым данным  курсовой стоимости продаж пакетов акций компании-аналога на соответствующие последние отчетные показатели финансовой деятельности компании-аналога.

Важным фактором при использовании метода компании-аналога являются данные о размере пакета, рыночная цена которого, явилась основой для определения стоимости 100% пакета акций компании-аналога,  и базой для расчета оценочных мультипликаторов:

  • если рыночная цена компании-аналога определялась на основе данных по продажам контрольных пакетов, то в этом случае считается, что рыночная стоимость оцениваемого предприятия получена методом сделок на основе 100% контроля;
  • если рыночная цена компании- аналога определялась на основе данных по продажам неконтрольных (миноритарных) пакетов, то в этом случае считается, что рыночная стоимость оцениваемого предприятия получена методом рынка капитала на миноритарной (уменьшенной) основе
  • Необходимо также отметить, что к стоимости предприятия, полученного тем или иным методом компании-аналога, добавляется, как и при применении методов капитализации или дисконтированного денежного потока, стоимость нефункциональных активов.

РСП = СПм + НФА