3. Функции надзорного и регулирующего органов, надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков.

№ 135 ФЗ, ст.19. Функции уполномоченных федеральных органов: выработка государственной политики в области оценочной деятельности; нормативно-правовое регулирование в области оценочной деятельности; формирование и утверждение программы разработки федеральных стандартов оценки и внесения изменений в федеральные стандарты оценки; разработка и утверждение федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости, внесение изменений в данные стандарты оценки, разработка и утверждение методических указаний о государственной кадастровой оценке; утверждение с учетом рекомендации совета по оценочной деятельности федеральных стандартов оценки и внесение изменений в действующие федеральные стандарты оценки, за исключением федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости; разработка федеральных стандартов оценки в случае нарушения национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков сроков, предусмотренных программой разработки федеральных стандартов оценки, за исключением федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости; ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков; осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований настоящего Федерального закона; обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков; ведение реестра квалификационных аттестатов; ведение сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков, имеющего информационный характер, и внесение в него сведений, подлежащих представлению саморегулируемой организацией оценщиков, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности; возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении саморегулируемых организаций оценщиков и их должностных лиц, рассмотрение таких дел или передача их на рассмотрение в суд; иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

№ 135 ФЗ, ст.19. Совет по оценочной деятельности: Совет по оценочной деятельности создается при уполномоченном федеральном органе, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Совет по оценочной деятельности осуществляет следующие функции: участвует в рассмотрении вопросов государственной политики в области оценочной деятельности; рассматривает проекты федеральных стандартов оценки и рекомендует или не рекомендует их для утверждения уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности; рассматривает предложения о совершенствовании деятельности саморегулируемых организаций оценщиков и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности; вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, типовые правила профессиональной этики оценщиков и требования к рассмотрению саморегулируемой организацией оценщиков жалобы на нарушение ее членом требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики; рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций оценщиков в области оценочной деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности; рассматривает проекты нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности и предоставляет рекомендации по их утверждению.

Состав совета по оценочной деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В состав совета по оценочной деятельности входят: семь представителей потребителей оценочных услуг — юридических лиц (в том числе кредитных организаций), не менее чем два из которых подлежат ротации один раз в год. Кандидатуры указанных представителей, в том числе в целях ротации, выдвигаются некоммерческими организациями, основанными на членстве и объединяющими потребителей оценочных услуг; два представителя уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности; один представитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков; семь представителей саморегулируемых организаций оценщиков, не менее чем два из которых подлежат ротации один раз в год. Кандидатуры представителей саморегулируемых организаций оценщиков, в том числе в целях ротации, выдвигаются национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков, иными объединениями саморегулируемых организаций оценщиков; семь представителей юридических лиц (оценочных компаний). Не менее чем два из указанных представителей подлежат ротации один раз в год. Кандидатуры указанных представителей, в том числе в целях ротации, выдвигаются некоммерческими организациями, основанными на членстве и объединяющими этих юридических лиц.

Председателем совета по оценочной деятельности является руководитель уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, который входит в совет по оценочной деятельности по должности.

Решения совета по оценочной деятельности принимаются простым большинством голосов, и его заседание является правомочным, если на нем присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа его членов.

В целях подготовки решений совета по оценочной деятельности создаются его рабочие органы, члены которых не могут быть членами совета по оценочной деятельности.

Сведения о деятельности совета по оценочной деятельности и его рабочих органов являются открытыми, общедоступными и подлежат обязательному размещению на официальном сайте уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Положение о совете по оценочной деятельности, включающее в себя в том числе порядок формирования состава совета по оценочной деятельности, ротации его членов и определяющее порядок работы совета по оценочной деятельности, и положение о его рабочих органах утверждаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

№ 135 ФЗ, ст.24.5. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков:

Надзор за деятельностью СРО оценщиков осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок уполномоченным федеральным органом. Порядок осуществления надзора за деятельностью СРО оценщиков устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Плановая проверка деятельности СРО оценщиков проводится 1 раз в 2 года в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Решение о проведении внеплановой проверки деятельности СРО оценщиков принимается уполномоченным федеральным органом на основании заявлений ЮЛ, ФЛ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении СРО оценщиков либо ее членами настоящего ФЗ, других ФЗ и иных нормативных правовых актов РФ.

В ходе проведения проверки деятельности СРО оценщиков уполномоченный федеральный орган вправе запрашивать у специализированного депозитария, заключившего депозитарный договор с СРО оценщиков, информацию о денежной оценке ее компенсационного фонда.

О своем решении, принятом на основании материалов проведения проверки, уполномоченный федеральный орган извещает СРО оценщиков в письменной форме в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения.

В случае выявления нарушения требований, установленных частью третьей статьи 22 настоящего ФЗ, уполномоченный федеральный орган обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении СРО оценщиков из единого государственного реестра.

В случае выявления иных нарушений уполномоченный федеральный орган направляет в СРО оценщиков предписание об устранении в разумные сроки выявленных нарушений.

Предписание уполномоченного федерального органа об устранении выявленных нарушений может быть обжаловано СРО оценщиков в арбитражный суд.

В случае невыполнения в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений уполномоченный федеральный орган обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении СРО оценщиков из единого государственного реестра.

СРО оценщиков, выявившая свое несоответствие требованиям части третьей статьи 22 настоящего ФЗ, вправе направить в уполномоченный федеральный орган в письменной форме заявление о выявленном несоответствии с его описанием, указанием сведений о дате его возникновения и о принимаемых и (или) планируемых СРО оценщиков мерах по его устранению.

В течение 2 месяцев после получения уполномоченным федеральным органом заявления о выявленном несоответствии СРО оценщиков не может быть исключена из единого государственного реестра по указанному в заявлении основанию. В случае, если по истечении указанного срока СРО оценщиков не представит в уполномоченный федеральный орган доказательство устранения выявленного несоответствия, уполномоченный федеральный орган обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении СРО оценщиков из единого государственного реестра.

СРО оценщиков считается исключенной из единого государственного реестра СРО оценщиков с даты вступления в силу решения арбитражного суда о ее исключении из указанного реестра.

Оценщики, состоявшие членами СРО оценщиков, исключенной из единого государственного реестра, вправе вступить в иные СРО оценщиков.

В течение 3 месяцев с даты исключения СРО оценщиков из единого государственного реестра оценщики, состоявшие ее членами и не вступившие в другие СРО оценщиков, вправе осуществлять ОД только по договорам, заключенным до даты исключения СРО оценщиков из единого государственного реестра.